menu

Урюпинская пуховая порода коз - Пушистый уникум с темной родословной!

Позже на козьем пухе стали зарабатывать. И с тех пор за всю историю промысла был только один период, когда из платков, носков и варежек урюпинцы не извлекали прибавочной стоимости. Во время Великой Отечественной войны урюпинки поставляли на фронт носки и рукавицы с тремя пальцами - чтобы удобно было стрелять. Образец таких красноармейских рукавиц сегодня хранится в Урюпинском краеведческом музее. В послевоенные годы на козе стали "делать деньги".

Альфа и омега главного промысла "козьего городка", как именовал в годы застоя Урюпинск "Голос Америки", это, разумеется, сама коза. Урюпинская коза - особенная. Ее пух в отличие от пуха оренбургских платков более прочный, длинный (до 10 сантиметров), красивого серого цвета с голубым стальным отливом. Внешне урюпинские платки и шали больше похожи на меховые соболиные накидки. Особенно ценятся платки из неволнистого, прямого руна, которые действительно можно принять за меховое манто. 

Урюпинская пуховая порода коз.



Было много попыток переселить урюпинскую козу в другие места. Но после переселения ее пух теряет свои уникальные качества. Местные жители считают, что причина этого в особых природных условиях Урюпинского района - трава, вода, климат. Ответить на этот вопрос пытались ученые из Ростова. Однако исследование не выявило в Урюпинске ничего особенного. Но факт остается фактом - вывезенная за пределы района, пушиться коза перестает. Существует легенда, что такая удивительная порода появилась от "романа" между косулей, которые по сей день водятся в здешних краях, и завезенным с Кавказа горным козлом, которого пожалели зарезать на шашлык и отпустили на волю.

 

Зачем советскому человеку две козы?

 

Урюпинский район - по сей день первый в области по численности коз. По официальным данным, здесь их 58 тысяч. Впрочем, многих коз не регистрируют, так что местные жители утверждают, что коз в районе - больше 100 тысяч.

В хрущевские времена козы оказались практически вне закона. Тогда существовала партийная установка: разрешалось иметь только по одной козе на семью. Может быть, опасались, что доход урюпинцев будет превосходить доход среднестатистического жителя СССР. Периодически представители партийно-советских органов устраивали "козьи зачистки" - по дворам ходили переписчики. Но урюпинцы рогатых не сдавали - коз прятали по сараям, по соседям, по дальним лужкам.

Позже, но еще в советские времена, козий промысел дал Урюпинску первых зажиточных людей. Платок стоил тогда от 100 до 400 руб. В месяц самое меньшее можно было связать и продать три шали. Именно благодаря этим доходам в Урюпинске и появились первые "Жигули". Не случайно тогда около этого бизнеса крутилось много перекупщиков. Получая даже 20-30 рублей с платка, жили они безбедно. Были предприятия в Волгограде, которые занимались оптовой скупкой изделий и вывозом их в другие регионы. Эти бизнесмены сколотили себе на урюпинских вязаных изделиях первоначальный капитал во времена перестройки.

Сейчас пуховой промысел превращается в "бизнес для бедных". На доходы от него нельзя приобрести ни "Хонду", ни "Гелентваген" - на этих машинах сейчас "разрезают" урюпинские дали местные семечковые короли, делающие деньги на подсолнечнике. Но в тяжелые постперестроечные времена, когда больше половины населения оказалось за чертой бедности, коза стала для многих урюпинцев старшего поколения средством выживания.

 

Продать 30 платков, и можно жениться

 

Александр Георгиевич Мельников живет на окраине Урюпинска. Собственность Мельникова - это "Сашкино болото", так называет он болотце в 20 метрах от дома, на котором плавают его утки. Да еще в собственности луг, который подарил ему мэр Валерий Сушко - на нем и пасутся козы. "Мы только козой и живем, - повествует Мельников, вычесывая козу Катьку. - Только с них деньги. Пенсия маленькая, а жить хочется. И еще внуки, пять душ, - поднимать их надо". Сейчас Мельниковы держат уже только 16 коз, а не 30, как прежде. Многие постаревшие урюпинцы и вообще не в силах самостоятельно ухаживать за своими кормилицами.

В месяц только одно прядение и вязание может дать пенсионерам примерно 2 тысячи рублей дохода. Плюс 3 тысячи рублей две пенсии. Итого 5 тысяч - жить можно. Плюс сад-огород, мед. Так что пожилые урюпинцы еще и деток-внучат подкармливают.

Высококачественную пуховую косынку на рынке можно сегодня продать с чистой прибылью от 300 до 800 рублей. В удачные дни один продавец может продать на рынке 5 косынок "за смену". Вообще же на доход от продажи 30 платков в Урюпинске можно сыграть свадьбу.

Давно уже вязание из козьего пуха перестало быть занятием только для бабушек. Сегодня, по оценкам урюпинских экспертов, регулярно вяжет каждая третья жительница города. Вяжут и дети, и даже мужчины. Большинство делают это не из любви к искусству, а чтобы подзаработать. С местной трикотажной фабрики, переживавшей тяжелые финансовые времена, швеи часто увольнялись и уходили "на рынок" - вязать и продавать платки и косынки. Это позволяло заработать не меньше, чем на фабрике, но при этом весь день оставаться при плите и детях. Между делом, не особенно напрягаясь, за месяц можно связать три платка. Если же постараться, то платок можно связать и за один день. "Подвязывает" сейчас и низкозарплатная урюпинская интеллигенция - медицинские работники и педагоги. Их стали нанимать на местное пуховое предприятие "Узоры". За качественное изделие вязальщица может получить 500 руб.

 

Коренная "перестройка" пухового промысла

 

Мужчины стали включаться в исконно женский промысел во времена перестройки и с выходом на пенсию. Первоначально они помогали женщинам прясть. Затем начали вывязывать на машине середину шали. Теперь же, как утверждают сами урюпинцы, есть мужчины, которые могут изготовить шаль от начала и до конца. Типичный пример - пенсионер Александр Ефремович Духанин с улицы Глухова, что на окраине Урюпинска. "Я жене не доверяю, - рассказывает он, - пряду сам. Нить у меня получается тонкая, и пух экономлю. А тонкую нить и изделия из нее можно продать дороже".

Прежде профессия передавалась в семье - от поколения к поколению. Теперь существуют и школы вязания. С такой школы, например, начинались "Узоры". Стимулируют кадры вязальщиц и организованные мэрией профессиональные конкурсы. Постоянные их участники - династии вязальщиков. Среди призеров однажды был даже мальчик-подросток.

Со временем козье производство стало серьезным рыночным явлением. Многие семьи стали кооперироваться, они объединяют своих коз в небольшие стада и назначают пастуха - либо нанятого со стороны, либо дежурного из своих. Возникла в козьем промысле и "модернизация" - если прежде коз только чесали, то теперь многие их стригут. Это проще, больше сырья. Однако изделия из стриженого пуха сильно уступают изделиям из чесаного. Последние не колются и ценятся на рынке значительно выше.

С выходом на рынок появилась такая стадия производства, как расчес пуха. Когда прапрабабушки вязали для себя, для семьи, товарный вид изделий большого значения не имел. Пушить их стали именно на продажу. В советские времена для этого применяли стиральные машины "Вятка", тогда заменяли дверцу на тепловентилятор. Сейчас изделия пушат с помощью не только чесок, но и различных импортных составов. В Урюпинске можно встретить рекламные объявления: "Расчес пуха". В советские же времена местные химчистки предлагали услугу по обезжириванию сырья - чтобы изделие было более мягким. И сегодня урюпинцы обращаются к помощи химчисток - там пух слегка подкрашивают до голубоватого цвета.

 

Покупатель должен быть профессионалом

 

Гость Урюпинска никогда не проедет мимо платочного рынка. На новичка продавцы набрасываются с энергичностью цыган. Главное - "запудрить" мозги побыстрее, пока этого не сделал продавец-сосед. Впрочем, есть в Урюпинске и постоянные покупатели, знатоки дела. Это жители Кавказа и… чукчи, которые покупают пуховые платки, чтобы приспособить их под портянки.

Сегодня знаменитый платочный рынок на окраине Урюпинска полон не только качественного товара, но и халтуры. Некоторые урюпинцы начали зарабатывать уже просто на известной марке - платки и носки из Урюпинска. О том же, что такое настоящее качество, рассказала "НГ" Раиса Казимирова - руководитель специализированного предприятия "Узоры":

- Если покупаете носки, то они должны быть не пушистые, а из пряжи погрубее. А хорошая шаль должна быть мягкой, с длинным ворсом. Если мягкая, а не колкая, - значит, козу чесали, как в старину, а не стригли, как часто делают сейчас - для облегчения своего труда. А с длинного ворса пух не слетает. Такой платок будет вечным - и чем дальше, тем более пушистым.

Еще одна рекомендация от Раисы Казимировой - смотрите на качество вязки. "Художественное вязание - это 10 петель на один сантиметр. Плотное изделие дольше носится и лучше держит пух. А если "как на вилах вязано", износится быстро".

Урюпинцы предпочитают свои пуховые изделия знаменитым оренбургским. "У оренбургских пух не очень красивый, поэтому они соединяют свой пух с шелковой нитью, - делятся профессионалы секретом. - Нить скользкая, вот пух со временем с нее и скатывается - на изделиях начинают появляться скатыши. Мы же впрядаем более грубую нить. Может быть, не так красиво, но зато практично. А серебрится наш пух от природы".

 

Реабилитация с последующим увековечением

 

Кстати, "реабилитация" козы началась с возведения в Урюпинске знаменитого памятника козе с козленочком. Изготовили его известные волгоградские скульпторы Виктор Фетисов и Олег Дедов. Для изготовления скульптуры привезли 18-тонную глыбу гранита из-под Мамаева кургана - там после возведения мемориального комплекса осталось много таких хороших "камушков". Козу делали, пользуясь фотографиями, видеосъемкой, а также книгой "Козы и овцы. Выращивание, содержание, разведение". Открыли памятник козе осенью 2000 года. За 3 года нос гранитной козы изрядно потемнел. Не от природных осадков, а потому что сложилось поверье: если положить каменной козе руку на нос, то это к счастью. Вот и затерли нос руками…

Словом, коза и сегодня живее всех живых, давая урюпинцам работу и доход и, наконец, просто являясь предметом гордости. Пожилая чета Лазоревых - Раиса Романовна и Николай Данилович - привела на конкурс "Мисс козочка" двух своих коз - Лизу и Незабудку. Особая гордость Раисы Романовны - Незабудка. "Она у нас уже на пенсии - 12 годков ей. Но до сих пор стадо водит. Стадо от нее - никуда. Ни одна коза не отобьется! За десять лет родила 35 козлят". В день Незабудка дает пожилой чете по 3 литра молока. Пенсионеры делают из него масло, творог, сыр и даже сгущенку варят…

Урюпинск-Волгоград
2004-01-19 / Андрей Серенко

Для тех, кто еще не в курсе: город Урюпинск действительно существует. В Волгоградской области. У города Урюпинска есть душа, история, работящие горожане, большеглазые женщины, харизматичный мэр, титул «столицы российской провинции» и даже собственный символ в виде козы Анфисы.

Теплый платок из козьего пуха нужен кому-то одному. Те же платки из Урюпинска, если знать, что здесь их вяжут больше ста лет — уже двоим. Трое, которые хотят увидеть, где и как вяжут «настоящие платки от козы Анфисы» — это уже тренд. Наконец находится десятый, который хочет в этом тренде вложить в Анфису деньги.

- К примеру, в Америке каждый считает своим долгом съездить на Ниагарский водопад. Потому что именно этот водопад «раскрутили», — вступает в дискуссию вице-губернатор Волгоградской области, политтехнолог Олег Матвейчев. — Там бренды создаются на пустом месте. Соорудил фермер огромные часы, дал информацию в интернете, и вот уже со всей округи едут на эти часы смотреть. А про наши города никто и не узнает, если у них не будет своего бренда.



Категория: Козы? Разное о козах. | Добавил: Alis-Grann (2012-Мар-26)
Просмотров: 8153
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]